АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В УЧРЕЖДЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ "ВЫСШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"АВИЦЕННА"
2018/2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Социальное партнерство в профессиональном образовании — особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами рынка труда: органами власти, работодателями, общественными организациями, нацеленными на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса.
Совершенно очевидно, что подготовить современного специалиста невозможно в отрыве от реальных производственных условий медицинской практики.
Вопросам социального партнерства в колледже уделяется особое внимание. Сложившиеся взаимоотношения в Учреждении образования "Авиценна" медицинском колледже с партнерами-работодателями, учреждениями здравоохранения Восточно-Казахстанской области, представляют собой налаженные связи в деле подготовки и трудоустройства выпускников и адаптации их к рынку труда.
Основными целями развития социального партнерства в колледже являются разработка системы социального партнерства, направленная на решение проблем практического обучения и трудоустройства выпускников колледжа; организация совместных мероприятий, способных повлиять на развитие кадровых ресурсов обеих сторон, на создание совместных проектов; систематическое подведение итогов по целевым показателям развития социального партнерства.
Работа по созданию механизма эффективного социального партнёрства в колледже состоит из следующих этапов:
1.Подготовительный этап – на этом этапе нами определены основные группы социальных партнёров и направления развития партнерства, мониторинг потребностей в кадрах, формирование «портфеля предположений» по налаживанию форм сотрудничества. Основными социальными партнерами нашего колледжа являются работодатели от ЛПУ г. Семей и ВКО; департамент здравоохранения ВКО, «Центр занятости населения», учреждения культуры (городские библиотеки, музеи), образовательные учреждения.
2. Организационный этап – разработка нормативно-правовых основ взаимодействия, разработка критериев эффективности социального партнёрства, формирование организационных структур.
3. Системообразующий этап – совершенствование программно-методического обеспечения образовательного процесса на основе требований сферы труда, оптимизация практического обучения, выработка единых критериев уровня компетентности специалиста, создание системы непрерывного обучения сотрудников ЛПУ, разработка методов профориентации, адаптации, трудоустройства выпускников.
4. Обобщающий этап – обобщение реализации целей и задач социального партнёрства, выработка рекомендаций по его дальнейшему совершенствованию.
В колледже осуществляется практикоориентированное обучение, как в стенах учебного заведения, так и в лечебно-профилактических учреждениях. Базами практического обучения Колледжа являются более 35 учреждений здравоохранения города Семей. Повысить качество подготовки медицинских кадров невозможно без активной помощи заказчиков – лечебно профилактических учреждений. Без тесного взаимодействия с ЛПУ трудно определить слабые стороны среднего профессионального образования, наметить реальные пути его совершенствования. В формировании ключевых компетенций для среднего медицинского работника большое значение имеет практическое обучение. Учебный процесс в медицинских учебных заведениях имеет ряд особенностей. В частности, нужно чередовать получение теоретических знаний с закреплением полученных умений и навыков при проведении практических занятий, прохождении производственной практики непосредственно в ЛПУ, или, как говорят, «у постели пациента».
Администрация колледжа, ориентируясь на требования работодателей, успешно реализует задачу обеспечения условий для трудовой адаптации учащихся через использование возможности проведения учебных занятий и прохождения производственной практики в лечебно-профилактических учреждениях города и района. Взаимодействие с лечебными учреждениями осуществляется на основе прямых договоров. Все задействованные в образовательном процессе клинические базы оснащены современным оборудованием и аппаратурой, используют передовые технологии и современные методы лечения, что позволяет учащимся знакомиться с высоко технологичным оборудованием, новыми формами организации лечения, ухода, реабилитации пациентов. Эффективность такой работы повышает уровень качества подготовки медицинских кадров.
Основными задачами социального партнерства для колледжа являются:
- осуществление практико-ориентированного обучения;
- обеспечивание непрерывного практического обучения учащихся;
- создание надлежащих условий для проведения всех видов практического обучения (наличие учебных комнат);
- привлечение высококвалифицированных специалистов лечебно-профилактических учреждений к преподаванию части профильных дисциплин и профессиональных модулей;
- выработка единых требований к компетентности специалиста и единых критериев контроля уровня подготовки;
- участие ведущих специалистов практического здравоохранения в оценке качества подготовки специалистов, в том числе ИГА;
- проведение стажировок преподавателей Колледжа на базах учреждений здравоохранения;
- выполнение совместных научных работ по актуальным проблемам практического здравоохранения;
- адаптация варьируемой части учебного плана и программ дисциплин, их элективной и факультативной части применительно к особенностям лечебно-профилактического учреждения;
- учебно-методическое обеспечение руководителей производственных практик;
- проведение рецензирования ведущими специалистами рабочих программ, учебных планов, контролирующих материалов;
- разработка методической документации для учащихся по овладению профессиональными умениями.
Основными задачами социального партнерства для лечебно-профилактических организаций являются:
- получение специалистов, подготовленных на основе единства требований к уровню компетентности, не требующих «доводки» на рабочем месте;
- ускорение адаптации молодых специалистов;
- осуществление непрерывного обучения сотрудников со средним профессиональным образованием;
- получение помощи в организации и проведении конференций, участие в мероприятиях образовательного учреждения.
Обязательным условием работы по развитию партнерских отношений является мотивация педагогического коллектива к сотрудничеству и взаимодействию с разными категориями социальных партнеров. Поддержка контактов с работодателями является важной функциональной обязанностью персонала колледжа. Для этого в план работы колледжа ежегодно вносятся мероприятия по реализации Программы социального партнерства, уточняются должностные инструкции руководителей практик, создаются рабочие группы для проведения процедуры анкетирования с целью выявления удовлетворенности качества подготовки выпускников колледжа.
Опыт работы колледжа по формированию системы социального партнерства показывает, что социальное партнёрство – это долгий процесс, требующий усилий обеих сторон. Социальное партнерство дает положительные результаты, приводит к единому пониманию проблем, имеющихся в медицине и образовании. В современных условиях развития рыночной экономики колледж особенно заинтересован в эффективном сотрудничестве с социальными партнерами. Развитие социального партнерства способствует повышению авторитета, получению общественного признания, высокой оценки деятельности колледжа органов власти.
Выводы:
Деловое сотрудничество с социальными партнерами ведется целенаправленно, разрабатываются новые формы взаимодействия.